Создание ситуации успеха.
Тренировочные будни закаляют характер и готовят ребёнка как к проигрышам, так и к выигрышам. Но если ребёнок не верит в себя, можем ли мы рассчитывать на его «светлое будущее»?
Веру в себя могут порушить как тренер, так и родитель. Пока у ребёнка не сформировалась своя четкая позиция и умение самовнушения, то его уверенность в себе зависит от мнения со стороны. Одно необдуманное слово, один неосторожный шаг взрослого могут навредить ребёнку так, что потом не помогут никакие вспомогательные ухищрения.
Ребёнка привлекают тренировки, когда им движут мотивы, подкреплённые успехом. По мнению доктора педагогических наук Белкина, успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат либо совпал, либо превзошёл ожидания. Главный смысл каждого тренера состоит в том, чтобы создать воспитанницам ситуацию успеха, а родитель должен тренеру в этом помогать. Ситуация успеха стимулирует к высокой результативности труда, поддерживает благоприятный психологический климат. Так что же нужно делать, чтобы создать ситуацию успеха?
1.Снимите страх! Даже если у ребёнка что-то не получается, то не следует ругаться на него. Скажите ему: «Мы все пробуем. У кого-то что-то получается, у кого-то нет. Не стоит расстраиваться и сдаваться! Один раз не получилось, получится в другой! Мы тебе поможем!».
2.Авансируйте успешный результат! Показывайте гимнастке, что вы точно уверены в ее успехе! А как может быть иначе? Ведь если тренер не будет верить в ребёнка, то ребёнку будет очень тяжело это сделать.
3.Скрыто помогайте гимнастке. Это поможет избежать поражений, путём незаметного намёка или пожелания.
4.Внесите мотив! Есть цель – есть, ради чего работать. Но помните, что у всех разные цели и нужно индивидуально для каждой гимнастки, даже внутри команды, искать и обозначать определенную цель. Кто-то выступает за определенное место, кто-то для того, чтобы отобрали в команду, похвалил тренер, победить соперницу, а кто-то выступает, чтобы доказать себе, что он может быть лучше.
5.Персональная исключительность. Объясните ребёнку, что всё - ради него и он - ради всех. Покажите, что он важен. Что если не он, то никто его цели вместо него не достигнет. Всё своим трудом!
6.Высокая оценка детали. Всем нравится, когда отмечают его особенность. Найдите в каждом ребёнке то, что отличает его от остальных и выделите это: «у тебя очень высокие прыжки!», «твоя работа предметом меня восхищает!». Или даже обратите внимание на то, как бережно ребёнок обращается с предметом, какая у него красивая тренировочная форма сегодня.
Дайте ребёнку веру в себя, поверьте в него сами - и результат не заставит себя ждать! Дерзайте!