История гимнастики: Новое время
Философы-гуманисты и новый виток развития гимнастики
Национальные гимнастические системы как стремление к развитию независимых государств
Трудно сказать точно, когда художественная гимнастика смогла стать самостоятельным видом спорта. Она прошла довольно тернистый путь. Но то, что гимнастика как система физического воспитания существовала еще до нашей эры и получила второе рождение в эпоху Возрождения, сомневаться не приходится. Несмотря на расплывчатое понимание гимнастики как отдельной дисциплины, ее развитие стало возможным благодаря необходимости разных стран укрепить и оздоровить дух своего народа, что, в свою очередь, стало невозможным без гимнастических упражнений.
Как и во все времена, когда война «правила балом», государства старались укрепить свои позиции в мире. Создавались многочисленные национальные армии, но с одной оговоркой - юношу нельзя было теперь полностью подчинить служению Родине - ведь сельское хозяйство и промышленность требовали рабочих рук. Поэтому общества многих развитых государств пришли к выводу, что юношу необходимо обучить всем основам воинской подготовки в сжатые сроки. В основы физической и строевой подготовки обязательно входили гимнастические упражнения, особенно приветствовались тренировки на снарядах.
А наиболее передовые педагоги и философы предлагали свои идеи по укреплению национального духа. Многое стало возможным, благодаря учениям разных стран, в частности, Франции, Англии, Швеции, Германии. Не отставали Дания, Чехия, Россия, Швейцария.
Возникновение гимнастических движений в ряде Европейских стран
Со стремительным прогрессом в области науки, культуры и промышленного производства (XVIII - начало XIX в.) национальное спортивное воспитание становится социальной и государственной необходимостью. В Европейских государствах это ощутимо особенно. Кстати, многое стало возможным благодаря учениям гуманистов - они заговорили о кардинально новой системе юношеского воспитания. В это время паритет чувственного и умственного познания мира, закаливание, а также всестороннее физическое воспитание с помощью гимнастических тренировок становятся первоочередными.
Особенно рьяно в отношении данного мировоззрения выступали педагог-гуманист Я.А. Коменский (Чехия) и философ Д. Локк (Англия). В своем труде под названием «Великая дидактика» Ян Коменский рассказал о новых педагогических идеях, основанных на закономерностях природы. Он считал, что, как и в естественной среде, в воспитании не должно быть скачков и насилия, все должно происходить плавно и непринужденно. Только так можно воспитать гармоничную личность, способную думать, чувствовать, сострадать, познавать новое. Его книга - своеобразный сплав из новых, порой, чуждых догм, но имеющих под собой вполне реальные основы. «Образование — не самоцель, считал чешский идеолог, - а лишь инструмент к получению высшей награды - духовного и нравственного совершенствования. Физическое развитие в этом случае - обязательный элемент воспитания гармоничной личности». Не может человек, сутками корпящий над учебниками, вырасти в человека с «большой буквы».
Учения Д. Локка чем-то схожи с догмами Я. Коменского, но имеют несколько иную точку зрения. В своей книге «Мысли о воспитании» он опирался на то, что большое внимание на ребенка оказывает окружение - родители и воспитатели разнообразных учебных заведений. Ребенок живет по их законам, но повзрослев, получает свободу. Если он правомерно распорядится своей жизнью и полученной свободой — значит, все было сделано правильно. Физические тренировки, в которых обязательно должны быть гимнастические упражнения (так как тренируют ловкость и терпение) — основа формирования гармоничной личности.
Не менее интересны идеи философа Жана Жака Руссо (Франция) и педагога Иоганна Генриха Песталоцци (Швейцария), которые также были уверены в том, что умственное и физическое должны быть неразделимы.
Ж. Руссо был уверен в том, что «телесные упражнения только помогают уму», он полностью развеял миф о том, что спорт отнимает время на учебу и мешает вырастить образованного человека. Он считал, что ребенка не просто нужно приучить к зарядке утром - этого мало. Тело должно справляться с голодом, жаждой, противостоять плохим погодным условиям. Закаливание в этом перечне было самым важным критерием здоровья. Гимнастические упражнения, прыжки и бег (желательно, в соревновательной форме) он считал главными в трудовом и нравственном воспитании.
В свою очередь, И. Песталоцци считал нужным воздействовать на простой народ - взращивать в нем понятие добросовестности и трудолюбия. По его мнению, все должно начинаться естественно - с самого малолетства, когда родители помогают своему чаду в его первых самостоятельных передвижениях. Игра в этом процессе — главный инструмент. Но в отличие от Руссо, Песталоцци не обходил вниманием такие понятия как «растяжка» и «координация движений». Детей надо учить развивать пластичность и гибкость с малых лет: упражняясь, они должны чувствовать каждый сустав. Все должно начинаться с разработки одного-двух суставов - постепенно наращивая темп тренировок, необходимо предлагать ребенку выполнить все более сложный комплекс упражнений. Учения Песталоцци были направлены на профессиональную нишу - он считал, что именно гимнастические упражнения помогают воспитать профессионала в той или иной сфере. Как мы видимо, развитие гимнастики снова было продиктовано духом времени - и в Новое время оно получило сильный толчок.