Все статьи

Майя Плисецкая: " Характер - это и есть судьба!"

Судьба и слава великой актрисы и балерины Майи Михайловны Плисецкой

19 ноября 2018
4002
Великая Русская балерина Майя Плисецкая

Русская балерина Майя Плисецкая - выдающаяся личность. Это выражается не только в ее работе, но и в жизни целом. Не даром ее имя знают во всем мире. Она - обладательница огромного количества наград, сильная, многогранная и гениальная хореограф и актриса. Впрочем, по другому ее жизнь сложится не могла - принадлежать к миру искусству ей было суждено с самого рождения.

Своей любовью к театру и балету Майя Плисецкая обязана своей тете - Суламифь Мессерер. Именно она познакомила еще маленькую Майю с театром, первый спектакль, который увидел девочка, стал детская постановка "Красной шапочки". Придя домой, девочка сразу начала повторять различные движения, которые увидела в героях сказки. Тетя заметила это и решила дать племяннице первые уроки. С тех пор малышка стала проситься с ней на спектакли постоянно. А в 8 летнем возрасте она начинает заниматься в балетном классе хореографического училища, где ей совсем не составило труда стать одной из лучших учениц.

Первый танец умирающего лебедя Майя станцевала в Свердловске, когда была в эвакуации вместе с семьей. Говорят, что балерина часами наблюдала за лебедями, чтобы скопировать их пластику и мягкие движения. Дебют прошел на ура - Майя станцевала настолько хорошо, что зрители аплодировали ей стоя.

Вместе с мужем тетя Майи танцевала в балете. Именно к ней уже довольно в сознательном возрасте Майя попала в семью, когда ее отца - Михаила Плисецкого посадили. В 1930- х годах он занимал руководящие должности и практически одним из первых в 1937 году попал за решетку за подозрение в измене Родине, через 11 месяцев его расстреляли. Хотя позже его имя было полностью реабилитировано. Была незавидной участь и матери Майи - Рахиль Мессерер, она также была арестована, и вместе с братиком Майи была выслана в Казахстан, где прожила до конца 1941 года. Это бы сломило еще неокрепшую психику Майи Плисецкой, но тетка позаботилась о том, чтобы племяннице жилось в ее семье хорошо. Мало того, именно благодаря своей тете, Майя Плисецкая нашла в себе силы вновь встать к балетному станку, и жить дальше, несмотря ни на что.

И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Своё живи!

В 1943 году Майя Плисецкая оканчивает хореографическое училище. Сразу же она стала играть партии в кордебалете Большого театра, причем выступала с сольными номерами. Ее танец умирающего лебедя смог покорить и Московских зрителей. В 1948 талантливая девушка официально получает статус прима-балерины.

Правда, здесь стоит упомянуть о "ложке дегтя в банке меда". Даже ее цитата говорит об этом :

Никогда не любила тренироваться и репетировать. Думаю, что в итоге это и продлило мою сценическую карьеру: у меня были неизмученные ноги.
Все дело в том, что Майя Плисецкая не видела смысла в том, чтобы без конца тренироваться и репетировать - выверенные движения у станка заставляли ее скучать. Кроме того, она считала, что не должна танцевать незначительные партии, будучи уверенной в том, что вполне может справится с главными. Но начинать в театре приходилось с малого, как новичка, путь и талантливую, балерину не могли сразу поставить на главные роли. Лишь несколько лет спустя она поняла, что в театре не существует плохих ролей, ведь атмосферу произведения должен передать каждый артист, даже если просто участвует в массовке. Поняв это, Майя стала стараться, оттачивая до мелочей каждое движение- так она достигла того совершенства, которое принесло ей мировую известность. Талант, помноженное на трудолюбие, принесло свои плоды: зрители обожали юную приму и аплодисменты не смолкали даже во время ее выступлений.

Я с детских лет не в ладах с неправдой. Она меня коробит пуще красной тряпки

Также стоит упомянуть о непростом характере балерины. В ней напрочь отсутствовало подхалимство и лицемерие, все, что она думает о людях, Майя говорила в лицо напрямую. Так же она совсем не умела врать - даже себе в убыток всегда говоря правду. Отчасти из-за этого, у нее сложились довольно непростые отношения с главным балетмейстером Большого, Григоровичем. И со временем, неприязнь между ними только усиливалась. Несмотря на выдающийся талант Плисецкой, он предпочитал не брать ее на мировые турне, и вместо них отправлял ее в небольшие театры в провинции. Именно с его легкой руки Плисецкую ни один раз допрашивали в КГБ, и подозревали в шпионстве.

По-настоящему насладится талантом выдающейся балерины, зрители смогли после хрущевской оттепели и реабилитации ее отца. Тогда ее выдающиеся способности открылись в полную меру - не нужно было растрачивать себя в маленьких постановках в провинциальных спектаклях, Майя начала ездить по всему миру, ей аплодировали стоя во всей Европы, в каких бы театрах она не выступала.

С начала 70-х годов она начинает ставить спектакли самостоятельно, ей помогал в этом ее второй муж - Родион Щедрин. И конечно же, главные партии она оставляла только себе. Так выходят в свет ее выдающиеся произведения: « Чайка», Анна Каренина», « Дама с собачкой». И от своих учениц она требовала много - особенно ее не устраивало, что некоторые не умеют чувствовать музыку всем телом. Именно это она оттачивала у юных дарований, неудивительно, почему все ее спектакли проходили с полным аншлагом, и билеты порой не удавалось купить уже за месяц до премьеры.

Стоит также упомянуть, что Майя Плисецкая, даже будучи в возрасте 65-70 лет, до сих пор выходила на сцену, причем ее движения были такие же выверенные и грациозные, что и в юности.

Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда – воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте... До последнего мига боритесь... Мои победы только на том и держались. Характер – это и есть судьба!