История гимнастики: второе рождение
Падение Римской империи и закат гимнастики
После распада Римской империи тяжело пришлось не только гимнастике, но и всем достижениям античного искусства. Закат культуры, да и сформированный столетиями общественный строй огромной державы был предрешен. Господствовали аскетизм и схоластика; и если в 2 веке
Возрождение гимнастики
«Второе дыхание» гимнастики стало возможным только спустя столетия — с началом европейского Возрождения: а именно, с утверждением и принятием в 14 веке гуманизма. Именно он позволил людям думать и проживать свою жизнь, руководствуясь своими желаниями. Свобода личности и выбора в те времена воспринималось особенно: в полный голос «заговорили» писатели (наиболее яркий — Франсуа Рабле), педагоги (труды Песталоцци), философы, делались научные открытия врачами, физиками.
Духовное всестороннее развитие личности стало неразрывно связано с физическим воспитанием, а гимнастика в ту пору была его основой. Интересно, что это затронуло не только эстетическую сторону, в 16 веке была широко распространена вольтижировка, характеризующаяся лазаньем по стене, прыжками и умением удержать равновесие на разных видах снарядов.
Место и значение гимнастики в разных странах
Под воздействием основных мыслей гуманистов гимнастика принимает широкое распространение в европейских странах — Швеции, Англии, Германии, Франции. Также не отставала Чехия и Россия, правда, в этих странах она мало чем напоминала эстетическую — больше приветствовались упражнения на ловкость, выносливость и растяжку. Большой популярностью пользовались опорные прыжки и тренировки со снарядами. Несмотря на общую тенденцию развития гимнастики, в разных странах она подавалась
В 18 веке в Германии стало активно распространяться течение филантропистов (перекликается с благотворительностью). Активное распространение получили гимнастические залы; основные тренировки были разработаны Г. Фитом и
В свою очередь, шведская система гимнастических тренировок была сосредоточена на ловкости, мужестве и силе. Основоположником упражнений стал П. Линг. В отличии от Германии, Швеция основывала свою методику на ловкости, используя, в основном, бревно и стенку. Отличалась и методика преподавания. К примеру, если в Германии все упражнения начинались с легкого бега и прыжков — и заканчивались, к примеру, тренировками на перекладине, то в Швеции все было с точностью наоборот — сначала были силовые тренировки, направленные на разные части тела. Упражнения можно было разделить на 4 вида: военные (с ориентиром на силу и выносливость), лечебные (использовалась в качестве укрепления здоровья), эстетические (направленные на привлекательность тела) и педагогические (на умение в последующем развить полученные знания у подрастающего поколения).
Во Франции гимнастические упражнения в современном понимании стали возможными только после окончания Наполеоновских войн. Большой толчок развитию основательной физической подготовки, в основе которой лежали гимнастические упражнения, дало поражение французской армии в войне. В этот период для Франции стало важным вернуть былую силу войск.
Ф. Аморос разработал индивидуальный комплекс гимнастических упражнений, правда, многое было «позаимствовано» у сильных держав, кстати, многое он почерпнул у российских школ, особенно интересны было для него методы, практикующиеся в суворовской армии. Надо отметить, в то время система физического воспитания в России была направлена больше на закалку не только здоровья, но также силы и воли, что, вполне возможно, и послужило победе России в войне с Наполеоном). Ф. Аморос открыл свою школу: он получил колоссальную поддержку от военного министерства, целью которого была подготовка, в первую очередь, офицеров. Параллельно учениям Амроса, преимущественно в высших кругах, набирали популярность фехтование, теннис, гольф, стрельба из лука.
После долговременного затишья гимнастика постепенно возрождалась — педагоги разных стран старались внести свою лепту, систематизировать и «разложить по полочкам» все накопленные знания. Многое, зародившееся в то время, используется и в наши дни.