Все статьи

История гимнастики: Россия и СССР. 20 век.

Художественная гимнастика - от балета к олимпийским чемпионам.

21 мая 2018
8182

Художественная гимнастика включает множество средств выражения, что завораживает с первых секунд: это и элементы классического и народного танцев, выразительные упражнения с предметами, элементы пантомимы и даже акробатические упражнения. Без преувеличения можно сказать, она вобрала все самое лучшее, воплотив в себе настоящее произведение искусства, а точнее искусство выразительного движения. Мало просто владеть своим телом, иметь гибкость и хорошую память, чтобы запомнить все движения. Важно чувствовать ритм, развивать музыкальность и артистичность. Всему вышеперечисленному послужило слияние нескольких движений: эстетической, ритмической и танцевальной гимнастик, во главе которых стоит свободный танец.

Эстетика стала возможной благодаря французскому певцу и теоретику сценического искусства Франсуа Дельсарту. Именно ему принадлежит изобретение принципов выразительности, многое он черпал из античности и придавал совершенствованию тела большое значение. Он был уверен: «Эмоциональное состояние и телодвижения должны идти вровень, именно тогда у тела появляется собственный язык». С легкой руки французского теоретика появилось выражение «поэзия тела». В свою очередь, ритмика в художественной гимнастике получила толчок благодаря Эмилю Жак Дель - Крозу. Он использовал ритм в качестве способа развития гармонии - как эмоциональной, так и физической. Ну, а танцевальная гимнастика вдохнула в художественную грацию, гибкость и плавность - они была изобретена Жоржем Демини в середине 20 века. Первые упражнения с различными венками и булавами принадлежат именно ему.

Но художественная гимнастика была бы совершенно другой, если бы против догм классического балета не взбунтовалась Айседора Дункан. Она полностью перевернула традиционное сознание о танце, считая, что движения не должны быть скованы правилами. Неудивительно, почему ее танцы напоминали античную пляску. Отказавшись от корсета и балеток, она танцевала в тунике и босиком!

Слившиеся воедино, эти четыре направления повлияли на возникновение самого изящного вида спорта - художественной гимнастики. Именно эти направления послужили развитию российских школ «женской гимнастики».

В 1923 году начала работать «Студия пластического движения» под руководством 3. Д. Вербовой, открытая ею же в Петрограде. Надо отметить, это были довольно разносторонние занятия - помимо основных, включающие в себя ритмическую пластику и элементы хореографии, гимнасткам активно преподавались акробатика, композиция вольных упражнений, сольфеджио. К примеру, обучение пластике начинались с легкого бега, выразительной ходьбы, а заканчивались занятия пластическими этюдами.

Также девочки - гимнастки должны были на «отлично» знать анатомию, биомеханику, а также без труда разбираться в некоторых моментах истории танца и костюма. Большое значение придавалось эмоциональному фону, развитию мягкости и равновесия. Вербова, как и подобает настоящему последователю дунканистов, старалась развить в ученицах способность передавать через выразительные движения характер музыки и танцевального произведения. Она считала, что танец должен «идти легко и непринужденно, а у зрителей должно создаваться впечатление, что даже на акробатические движения у гимнасток затрачивается минимум мускулистой энергии». Неудивительно, почему театрализованные представления на античные и ориентальские темы были в студии приоритетными. А спустя 11 лет была создана Окуневская кафедра художественного движения и акробатики. Несмотря на то, что кафедра просуществовала не больше года, Михаилу Окуневу, (заслуженному тренеру СССР) удалось внести в развитие художественной гимнастики немалый вклад. К примеру, именно на его занятиях активно практиковалось умение владеть своим телом и слушать музыку.

Михаил Тимофеевич Окунёв
Михаил Тимофеевич Окунёв

Условно историю советской гимнастики можно разделить на два периода. Первый этап, открывающий главную страницу для художественной гимнастики как самостоятельного вида спорта, характеризуется формированием художественной гимнастики в целях физического воспитания женщин. Создаются специализированные танцевальные школы, проводятся смотры — конкурсы.

Второй период, начинающийся с 1963 года, носит характер публичности и колоссального обмена опытом. Именно с этого года советские гимнастки начинают активно принимать участие в различных международных соревнованиях — художественная гимнастика завоевывает популярность во всем мире. Кстати, это и предопределило «рождение» ещё одной международной организации - Европейской Федерации Гимнастики (UEG). В этот же период, наряду с программой соревнований, видоизменялись и правила. В них прописывались совершенно новые требования к выразительной композиции и мастерству гимнасток, усложнялась расценочная таблица, разграничивались сбавки за совершенные во время выступления ошибки.

И если бы Великая Отечественная война не вмешалась в ход истории, то, возможно, развитие художественной гимнастики как самостоятельного вида спорта, шло бы активнее. Ведь первый чемпионат по художественной гимнастике был проведен еще в 1941 году, в Ленинграде. Правда, из-за войны развитие как художественной гимнастики, так и других видов спорта были приостановлены. Только спустя годы, в 1947 году в Таллинне был проведен смотр - конкурс, так назывались первые соревнования по художественной гимнастике, а уже через год прошел первый чемпионат СССР. Именно тогда были разработаны основные правила соревнований и классификационная программа. Конец 40- х годов можно считать неким стартом, с тех пор художественная гимнастика набирает стремительные обороты и развивается с колоссальной скоростью. Теперь чемпионаты проводятся ежегодно: к примеру, 60-е годы запомнились яркими соревнованиями на Кубок СССР, а также не менее выразительными всесоюзными детскими соревнованиями. Первая чемпионка СССР была выявлена уже в 1949 году, ею стала Любовь Денисова, завоевавшая первенство в Киеве. А в 1954 году, будучи уже мастерами спорта по художественной гимнастике, наши спортсменки выезжают в Чехословакию, Бельгию, Францию и Германию, где представляют яркие показательные выступления.

Ровно через год художественная гимнастика была признана видом спорта - Международная федерация закрепила за ней право участия во всех проводимых чемпионатах мира. В 1963 году в Будапеште проходят первые официальные международные соревнования, а безусловной чемпионкой, завоевавшей кубок Европы, становится москвичка Людмила Савинкова.

Лори Фанг канадская чемпионка по художественной гимнастики
Лори Фанг, гимнастка из Канады

Олимпийским видом спорта художественная гимнастика была признана в 80-е годы 20 века, именно в это время было принято решение включить ее в программу олимпийских игр. Первое золото завоевала в 1984 году Лори Фанг, гимнастка из Канады. Стоит отметить, что изначально художественная гимнастика считалась сугубо женским видом спорта, но с конца 20 века стали проводиться соревнования и среди мужчин. Это стало возможным благодаря усилиям японских гимнастов. Но, безусловно, именно Россия считается Родиной художественной гимнастики, до сих пор у нас воспитывают настоящих чемпионов, и тому есть яркие подтверждения.

Ирина Дерюгина абсолютная чемпионка по художественной гимнастики
Заслуженный мастер спорта СССР по художественной гимнастике Ирина Дерюгина

К примеру, Г. Шугурова становилась абсолютной чемпионкой СССР четырежды (первая победа была одержана в 1970 г.), тогда же она была признана первой абсолютной чемпионкой Европы. Настоящими королевами гимнастики можно смело считать И. Дерюгину (70-ые годы), Г. Белоглазову (80-ые), Барсукову (завоевала в 2000 году золотую медаль в Сиднее), трехкратную абсолютную чемпионку Алину Кабаеву (1999, 2000, 2003 гг). Список можно продолжить, ведь наши спортсмены показывают поистине безграничные возможности в художественной гимнастике, с каждым годом доказывая это блестящими запоминающимися победами в международных соревнованиях.