История гимнастики: Россия и СССР. 20 век.
Художественная гимнастика - от балета к олимпийским чемпионам.
Художественная гимнастика включает множество средств выражения, что завораживает с первых секунд: это и элементы классического и народного танцев, выразительные упражнения с предметами, элементы пантомимы и даже акробатические упражнения. Без преувеличения можно сказать, она вобрала все самое лучшее, воплотив в себе настоящее произведение искусства, а точнее искусство выразительного движения. Мало просто владеть своим телом, иметь гибкость и хорошую память, чтобы запомнить все движения. Важно чувствовать ритм, развивать музыкальность и артистичность. Всему вышеперечисленному послужило слияние нескольких движений: эстетической, ритмической и танцевальной гимнастик, во главе которых стоит свободный танец.
Эстетика стала возможной благодаря французскому певцу и теоретику сценического искусства Франсуа Дельсарту. Именно ему принадлежит изобретение принципов выразительности, многое он черпал из античности и придавал совершенствованию тела большое значение. Он был уверен: «Эмоциональное состояние и телодвижения должны идти вровень, именно тогда у тела появляется собственный язык». С легкой руки французского теоретика появилось выражение «поэзия тела». В свою очередь, ритмика в художественной гимнастике получила толчок благодаря Эмилю Жак Дель - Крозу. Он использовал ритм в качестве способа развития гармонии - как эмоциональной, так и физической. Ну, а танцевальная гимнастика вдохнула в художественную грацию, гибкость и плавность - они была изобретена Жоржем Демини в середине 20 века. Первые упражнения с различными венками и булавами принадлежат именно ему.
Но художественная гимнастика была бы совершенно другой, если бы против догм классического балета не взбунтовалась Айседора Дункан. Она полностью перевернула традиционное сознание о танце, считая, что движения не должны быть скованы правилами. Неудивительно, почему ее танцы напоминали античную пляску. Отказавшись от корсета и балеток, она танцевала в тунике и босиком!
Слившиеся воедино, эти четыре направления повлияли на возникновение самого изящного вида спорта - художественной гимнастики. Именно эти направления послужили развитию российских школ «женской гимнастики».
В 1923 году начала работать «Студия пластического движения» под руководством 3. Д. Вербовой, открытая ею же в Петрограде. Надо отметить, это были довольно разносторонние занятия - помимо основных, включающие в себя ритмическую пластику и элементы хореографии, гимнасткам активно преподавались акробатика, композиция вольных упражнений, сольфеджио. К примеру, обучение пластике начинались с легкого бега, выразительной ходьбы, а заканчивались занятия пластическими этюдами.
Также девочки - гимнастки должны были на «отлично» знать анатомию, биомеханику, а также без труда разбираться в некоторых моментах истории танца и костюма. Большое значение придавалось эмоциональному фону, развитию мягкости и равновесия. Вербова, как и подобает настоящему последователю дунканистов, старалась развить в ученицах способность передавать через выразительные движения характер музыки и танцевального произведения. Она считала, что танец должен «идти легко и непринужденно, а у зрителей должно создаваться впечатление, что даже на акробатические движения у гимнасток затрачивается минимум мускулистой энергии». Неудивительно, почему театрализованные представления на античные и ориентальские темы были в студии приоритетными. А спустя 11 лет была создана Окуневская кафедра художественного движения и акробатики. Несмотря на то, что кафедра просуществовала не больше года, Михаилу Окуневу, (заслуженному тренеру СССР) удалось внести в развитие художественной гимнастики немалый вклад. К примеру, именно на его занятиях активно практиковалось умение владеть своим телом и слушать музыку.
Условно историю советской гимнастики можно разделить на два периода. Первый этап, открывающий главную страницу для художественной гимнастики как самостоятельного вида спорта, характеризуется формированием художественной гимнастики в целях физического воспитания женщин. Создаются специализированные танцевальные школы, проводятся смотры — конкурсы.
Второй период, начинающийся с 1963 года, носит характер публичности и колоссального обмена опытом. Именно с этого года советские гимнастки начинают активно принимать участие в различных международных соревнованиях — художественная гимнастика завоевывает популярность во всем мире. Кстати, это и предопределило «рождение» ещё одной международной организации - Европейской Федерации Гимнастики (UEG). В этот же период, наряду с программой соревнований, видоизменялись и правила. В них прописывались совершенно новые требования к выразительной композиции и мастерству гимнасток, усложнялась расценочная таблица, разграничивались сбавки за совершенные во время выступления ошибки.
И если бы Великая Отечественная война не вмешалась в ход истории, то, возможно, развитие художественной гимнастики как самостоятельного вида спорта, шло бы активнее. Ведь первый чемпионат по художественной гимнастике был проведен еще в 1941 году, в Ленинграде. Правда, из-за войны развитие как художественной гимнастики, так и других видов спорта были приостановлены. Только спустя годы, в 1947 году в Таллинне был проведен смотр - конкурс, так назывались первые соревнования по художественной гимнастике, а уже через год прошел первый чемпионат СССР. Именно тогда были разработаны основные правила соревнований и классификационная программа. Конец 40- х годов можно считать неким стартом, с тех пор художественная гимнастика набирает стремительные обороты и развивается с колоссальной скоростью. Теперь чемпионаты проводятся ежегодно: к примеру, 60-е годы запомнились яркими соревнованиями на Кубок СССР, а также не менее выразительными всесоюзными детскими соревнованиями. Первая чемпионка СССР была выявлена уже в 1949 году, ею стала Любовь Денисова, завоевавшая первенство в Киеве. А в 1954 году, будучи уже мастерами спорта по художественной гимнастике, наши спортсменки выезжают в Чехословакию, Бельгию, Францию и Германию, где представляют яркие показательные выступления.
Ровно через год художественная гимнастика была признана видом спорта - Международная федерация закрепила за ней право участия во всех проводимых чемпионатах мира. В 1963 году в Будапеште проходят первые официальные международные соревнования, а безусловной чемпионкой, завоевавшей кубок Европы, становится москвичка Людмила Савинкова.
Олимпийским видом спорта художественная гимнастика была признана в 80-е годы 20 века, именно в это время было принято решение включить ее в программу олимпийских игр. Первое золото завоевала в 1984 году Лори Фанг, гимнастка из Канады. Стоит отметить, что изначально художественная гимнастика считалась сугубо женским видом спорта, но с конца 20 века стали проводиться соревнования и среди мужчин. Это стало возможным благодаря усилиям японских гимнастов. Но, безусловно, именно Россия считается Родиной художественной гимнастики, до сих пор у нас воспитывают настоящих чемпионов, и тому есть яркие подтверждения.
К примеру, Г. Шугурова становилась абсолютной чемпионкой СССР четырежды (первая победа была одержана в 1970 г.), тогда же она была признана первой абсолютной чемпионкой Европы. Настоящими королевами гимнастики можно смело считать И. Дерюгину (70-ые годы), Г. Белоглазову (80-ые), Барсукову (завоевала в 2000 году золотую медаль в Сиднее), трехкратную абсолютную чемпионку Алину Кабаеву (1999, 2000, 2003 гг). Список можно продолжить, ведь наши спортсмены показывают поистине безграничные возможности в художественной гимнастике, с каждым годом доказывая это блестящими запоминающимися победами в международных соревнованиях.